ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
Основные характеристики заданного турбореактивного двигателя — тяга и часовой или удельный расход топлива — зависят от следующих четырех параметров: 1) оборотов двигателя п , 2) барометрического давления рн* 3) абсолютной температуры воздуха Тн и 4) скорости полета V (или числа М). Задание перечисленных четырех параметров, совокупность которых обусловливает определенный режим работы двигателя, однозначно определяет величину тяги Р и часового расхода топлива Q.
В настоящее время наиболее широкое распространение получили ТРД с нерегулируемым соплом, т. е. двигатели с постоянным проходным сечением реактивного сопла. Известно, что для таких двигателей применим закон подобия, кото рый может быть сформулирован следующим образом: для данного двигателя при
п, V
-7=- = Const И = const
V Ти V Ти
остаются постоянными: отношения как полных, так и статических давлений в произвольных сечениях двигателя к барометрическому давлению рн
отношение как температур торможения, так и истинных температур в произвольных сечениях двигателя к температуре на ружного воздуха Т н
отношения скоростей в произвольных сечениях двигателя к скорости полета;
Р
m __ .
Рн V [е
gr V Iff
Ре
Здесь буквой 3 обозначен коэффициент полноты сгорания, т. е. отношение действительно полученной теплоты при сгорании данного количества топлива к максимальному количеству теплоты, которое можно получить от того же количе-
пропорционалеи
окружно-му числу МОКр крыльчатки компрессора двигателя, а па
числу М полета. Учитывая это, мы можем, вос-
пользовавшись законом подобия, написать, что
Щ=РнУт~въ(м, ^),
где /, и /а — заданные, обычно графически, функции.
Вместо величины можно применять пропорциональ-
у I в
ную ей величину
Р Q
а вместо величин — и ———— 77= — пропорциональные им
величины
р ____ р Ро
* по * у
№p=SQ5l/
Рн V Тн
где Ро и Го — давление и абсолютная температура в нормальных условиях (Ро=760 мм рт. ст., Г0=288°К). Величины ппр, /V и (8Q)пр называются приведенными оборотами, приведенной тягой и приведенным часовым расходом горючего. Применяя эти понятия, мы можем переписать зависимости (7. 49) и (7. 50) в следующем виде:
Pup —fi(М, «пр), (7.49′)
(8Q)np=/t(M, «пр). (7.50′)
В дальнейшем, считан 8 ж const, мы соотношение (7.50′) заменим следующим:
QnP=/2(M, «Пр).
При наличии сетки высотных характеристик двигателя для « = const (например, для «ном = const) легко найти функции /, и /2. Для этой цели необходимо перестроить обычные сетки высотных характери
стик P=f(V) и Q=/(F)npH Н = const и « = «ном = const
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Из выражения для ГПР видно, что ГПР однозначно связано с пПР, следовательно, соотношения (7.49) и (7. 50) мы можем заменить такими:
Р=рдс?1(м) Гпр), (7.49")
(ЩпР=РИУ^№, Тпр). (7.50")
Если каким-либо путем найдена зависимость РПР и QnP от «пи или ГПР, то эту зависимость мы можем трактовать двояко: 1) либо как зависимость тяги и расхода топлива от переменных оборотов п при постоянной температуре воздуха Г я, 2) либо как зависимость тех же величин от переменной температуры ГИ при постоянных оборотах п. Таким образом применение метода подобия позволяет по экспериментальной кривой зависимости тяги и часовых расходов топлива ТРД от оборотов при постоянной температуре воздуха находить зависимость тех же величин от температуры воздуха для каких-либо заданных оборотов, на пример, номинальных. В дальнейшем это свойство ТРД будет нами широко использовано.
Найдем теперь зависимость тяги и часового расхода топлива ТРД от разных параметров в дифференциальной форме. Взяв логарифмические дифференциалы обеих частей формул (7. 49′), (7.50′), (7.52) и (7.53), получим:
Рпр М Т " лпр
^Qnp г dM. . dnuy
Qnp “ М М п лпр ’ dPup = dP dpn
.Р np Р pH
dQup dQ dpjj 1 dTff
Qnp Q Ph 2 TH
где введены следующие обозначения1:
р |
_ М |
дР пр |
— |
~пр М ■ |
Р пр |
дМ |
|
Р |
_ Лпр |
дР пр |
— h |
пр п |
Рпр |
дпп р |
|
[Qnp М |
_ м Qnp |
^Qnp дМ |
Гм» |
1 В дальнейшем, чтобы не отступать от общепринятых в литературе обозначений, мы вместо РПр. м« Рпр-л, Qnp. м и Qnp Л будем писать hn. гм> гп. |
r dM. , r dnUp 1 dTff M M ‘ n n„p f 2 7V
Из формулы (7. 54) следует, что
driup __dn_ 1 dTH _________ 1_ dlnp
nn p n 2 Tjj 2 Tn p
Показатели Лм, hn, гы и г„ являются функциями от М и лпр (или Тпр). При наличии сеток типа фиг. 7. 17 и 7.18 можно по
дРиР д(?Пп Л л
наклонам касательных —— и —^ при разных М и япп
дм Ш к к пр
легко подсчитать Лм = -^—^2- и гм = -^пр (см. при-
м япр ам м Опр ам v н
мер определения Лм и гм для точки А на фиг. 7.17 и 7.18).
Построив затем вспомогательные кривые Рпр=/(лпр) и Qnp=/(nno) для разных постоянных значений числа М
F V ftp
(фиг. 7.19 и 7.20), по наклону касательных к ним —— и
дппр
OQ по L
——— при разных пп0 легко подсчитать показатели л —
ОЛпр
= _Ппр_^пр. и г = п^~ . На фиг. 7.21 — 7.24 приведены
Рпр ^^пр @пр дпПр
типовые сетки, представляющие зависимости показателей Ам, hn) гж и гп от числа М и приведенных оборотов ппр. Из этих графиков видно, что показатель Лм сравнительно невелик, причем знак его меняется при переходе от малых чисел М к большим. Показатель hn при М = 0, т. е. при работе двигателя на месте, в среднем для всех двигателей может быть принят равным 3 при$ппр = пН0ІЛ; другими словами, в области
Фиг. 7. 19. Зависимость при*
веденной тяги от приведенного
числа оборотов для разных
значений числа М полета.
^пр дР пр
ЬпА — р
Гпр tmnp
где m — отношение масштаба
по оси ординат к масштабу по
оси абсцисс.
dQnp лпр> А
— — =—- mtga,
^пр Qnp. А
где m — отношение масштаба
по оси ординат к масштабу по
оси абсцисс.
Фиг. 7.22. Зависимость показателя hn от япр и М. |
Фиг. 7. 23. Зависимость показателя от /гпр и М. |
номинальных оборотов тяга двигателя на месте пропорциональна кубу оборотов и обратно пропорциональна абсолютной температуре воздуха в степени Р/г [см. формулу (7.56)]. При больших значениях числа М показатель hn возрастает, следовательно, увеличивается и зависимость тяги двигателя от оборотов и температуры.
В некоторых случаях удобнее вместо числа М иметь в формулах в явном виде скорость. Так как
М=
ТО
dM_dV_____ 1 dTH
М ~ V 2 ТП ’
Подставляя в формулы (7.56) и (7.58), получим
В литературе часто применяют показатели
и пишут формулу для в следующем виде:
Р р Рв v ^ п т ТВ
Из сравнения приведенных выше соотношений видно, что для двигателей с нерегулируемым соплом
^7—
Заканчивая этот раздел, сделаем следующее замечание. Вы — ше уже указывалось, что при применении закона подобия нужно во всех формулах вместо величины расхода топлива Q брать величину так называемого условного расхода топлива Q’= SQy где S’—коэффициент полноты сгорания. На основании ряда экспериментов известно’, что коэффициент полноты сгорания S зависит от коэффициента избытка воздуха а, теплонапряжен* ности камеры сгорания, абсолютного давления в ней и распыла топлива. В результате воздействия указанных факторов коэффициент полноты сгорания у ТРД ухудшается с подъемом на высоту и при переходе от номинального к крейсерским режимам работы. Вследствие этого приведенные в настоящем разделе формулы для Q дают достаточно точные результаты при не слишком большом изменении входящих в них величин, особенно величины давления рн в формуле (7. 50). В частности, для того небольшого диапазона изменения величин, с которым приходится иметь дело при приведении результатов летных испытаний к стандартным условиям, точность приведенных формул совершенно достаточна.
Глава VIII